Музыкальные занятия
Музыкальное воспитание в детском саду
Маслова Ольга Анатольевна– музыкальный руководитель
Сведения об образовании: среднее – специальное, Псковское областное музыкальное училище
Общий педагогический стаж – 34 года
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Задачи музыкального воспитания решаются на музыкальных занятиях.
- Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
- Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
- Приобщать к различным видам музыкальной деятельности.
- Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительности пения, образности и ритмичности движений, их координации. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
- Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизация несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев)
- Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
- Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.
Среди многих видов искусства музыка занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, отражается в музыке.
Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодичных и гармоничных созвучий композитор выражает свои мысли и устремления.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Значение его в наши дни все более возрастает. Дать знания, развить навыки и умения-не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Дошкольники проявляют особую любовь к музыке и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой является развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также потребности постоянного общения с ней.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относится к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с пространственными представлениями (выше-ниже, длиннее-короче).
Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются способности: мелодический слух, пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память. Опыт показал насколько полезно для общего развития детей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей мы развиваем у них интерес, фантазию, т. е. непосредственность действий, увлеченность, стремление по своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце.
Музыка есть во всем, что окружает человека: и в природе, и в произведениях искусства, и в самом человеке. Поэтому ее роль в формировании личности, в развитии ребенка очень велика.
Музыкальный руководитель в детском саду является первым посредником между необъятным и прекрасным, волшебным миром эмоций, чувств, ощущений-мироммузыки и малышом, который должен стать личностью. Очень важно, чтобы познавая этот мир, ребенок мог открыть, познать в самом себе лучшие человеческие качества. От музыкального руководителя зависит поможет ли музыка развить лучшие качества ребенка: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному.
С радостью и гордостью мы смотрим на своих выпускников. Мы радуемся за них на выпускных вечерах: как грациозно движутся в выпускном вальсе наши дошколята, как эмоционально они поют, каждый играет свою роль по-разному. А самое главное-музыка стала частью их жизни, научила чувствовать красоту и гармонию мира.