Занятия с логопедом
В ДОУ «Сказка» осуществлялась коррекционная работа логопеда с детьми нашего сада. Используются новые технологии в постановке и технологии в постановке и автоматизации поставленных звуков. По результатам диагностики с чистой речью выпущено 98% детей.
Показатель уровня подготовки детей в логопункте
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
1. Словарный запас | 80% | 90% | 90% | 100% |
2. Фонематическое восприятие | 40% | 50% | 80% | 100% |
3. Лексика | 50% | 60% | 80% | 100% |
4. Предложение | 40% | 50% | 90% | 100% |
5. Связная речь | 40% | 50% | 90% | 100% |
Логопедическая работа детского сада
Целью работы логопункта является оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими,
Главный принцип осуществления коррекционной работы- тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса.
Основные задачи
- Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.
- Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- Забота о здоровье и эмоциональном благополучии детей на занятии.
- Развитие психических процессов
- Формирование элементарных учебных навыков.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения;
Логопедические занятия проводятся два раза в неделю в игровой форме с каждой подгруппой и включают следующие направления:
- Развитие общих речевых навыков.
- Развитие речевого произношения.
- Развитие и активизация речевой моторики.
- Коррекция звукопроизношения.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
С целью профилактики речевых нарушений и успешной коррекции проводятся беседы о состоянии речи детей, консультации, даются рекомендации, игры и упражнения, оформляются информационные стенды, направленные на коррекцию речевого процесса.
Некоторые рекомендации, на которые стоит обратить внимание
К 4–5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки — это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть — это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок — улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка — иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков — [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
Р — самый трудный звук. Часто его произносят
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б — п, д — т, д -дь, т — ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и
Затем — такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге.
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст — самый восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» — капусту, картофель, свеклу, — но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он — железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из
Если ваш дошкольник